О концерте в городе Видное (Дворец спорта, 06.03.07) Фейерверк эмоций – вот что творилось вчера в подмосковном Дворце спорта. Город Видное – красивое название, минут 20 на автобусе от московского метро. Открывается простор, парк, вместе с весенними ручейками по дорожке, спускаясь с горочки, ручейком идут и зрители. Потому что у Дворца невероятная афиша: “Концерт. Николай Басков. Александр Буйнов. Вход свободный”. Приветливо открываются двери. Каждой (!) входящей женщине мужчины дарят розу (можно выбрать желаемую по цвету – бордо, розовая, желтая, чайная). Теплый, светлый, суперчистый первый этаж с раздевалкой. На втором этаже нас угощают у буфетных стоек шампанским, играет музыка, везде украшения из шаров, цветов. У многих счастливых обладательниц уже в руках плакат с фото Николая, газета “Наш Басков”, книги о Николае. И здесь наши встречи и объятия с Колиными поклонницами разных клубов и городов – Рязани, Самары, Москвы, а из С-Петербурга приехали 7 девушек. Какие молодцы! Чудесные встречи - ведь со многими не виделись с октября, взаимные поздравления подарками, шоколадками, открытками. Улыбки, общение. Всех приглашают в зал, нам удается сесть в партере, трибуны тоже полностью заполнены. Все празднично, красиво. Вскоре начинается торжественная часть. Администрация Ленинского района, города Видное, руководители Дворца поздравляют милых женщин с праздником, сводный большой очень симпатичный мужской хор поет веселые поздравления и пожелания женщинам. Им уже хочется начать концерт, пригласить на сцену Николая, но его все нет, все в ожидании. Пара мужчин выходит, рассказывая по очереди анекдоты. Между делом сообщается о планах Дворца по ближайшим спортивным мероприятиям, а вот и сообщение с трассы Николая – он задерживается, проколол шины. Ожидание. И вот, наконец, ведущие представляют - это наш большой друг, он открывал Дворец Спорта – заслуженный артист России, народный артист Украины – Николай Басков. Он выбегает под аплодисменты и сразу “Ветер вольный”. Джинсы, белая рубашка и темный пиджак с набивным рисунком – Николай уже в полете на сцене и с ним четыре пары танцевальной группы в ярких алых костюмах. Зал уже вовсю хлопает в ритм мелодии. Коле бегом из партера вручают первые букеты. Он с благодарностью всех целует. На сцену, украшенную надувными бело-голубыми цветами-подснежниками, можно взобраться по центральной лестнице. А с галерки уже заказывают “Шарманку”. Николай поздравил всех милых девушек и женщин с праздником, пожелал всем процветания, любви, счастья, благополучия и -“ Я иду и буду руки вам целовать, пусть все мужчины целуют руки своим любимым”. И поет нашу любимую “Я буду руки твои целовать”. Вновь Коле букеты цветов. “Уже весна, но снег еще лежит и, давайте, споем о замечательном празднике Рождестве” – ах, как бесподобна песня в его сольном исполнении - нежно и просто чудесно. Молодец! А вот и вновь премьера песни “Тебе одной”. “Она посвящается каждой из вас, дорогие девушки” – говорит Николай. Мы уже начинаем запоминать слова и мелодию. Цветы, цветы. “Отпусти меня”, причем он предлагает куплеты Таи петь залу, направляя туда микрофон. Но припев у зала получается активнее. “Цветет малина” – Николай спускается в зал, он успевает давать автографы, обрастает горой цветов, обрастает поклонниками с фотоаппаратами и продвигается по дорожкам партера, успевая уделять внимание всем трибунам. Трибуны ликуют, как описать это словами? Ах, это был восторг! “И где бы вы ни были, какие города вас ни разлучали, пусть с вами всегда будет Любовь” - и звучит “Ты далеко”. Со зрительными трибунами и партером творилось что-то невероятное. Во-первых, все было очень красиво, так как в руках каждой женщины подаренная ей роза, во-вторых, надо отметить публику – очень доброжелательная, активная – раскачивающиеся руки не опускались, сопровождая все песни. У многих в руках голубые флажки “Николай Басков” и флажки с российским триколором. В завершение вновь все вместе поют любимую народную “Шарманку”. Николай поднес микрофон к девочке и они вместе спели припев. ”Как тебя зовут?” – “Маша”. Маше из Видного и всем, кто там был, надолго запомнится этот потрясающий праздник, который подарили руководство Ленинского района, города Видное, губернатор области Борис Всеволодович Громов и наш любимый артист Николай Басков. На улице у машины Николай успевает подарить автографы, поздравляет, в отличном настроении, готовится к отъезду. Мы поздравили дорогую Елену Николаевну с весенним праздником, а Виктор Владимирович поздравил всех милых женщин с праздником! Передаем всем вам поздравления! Мы все, счастливые, с прекрасным настроением и солнечными улыбками, машем руками отъезжающим машинам. Спасибо за чудесную праздничную встречу! Авторы: Клуб МСК (г. Москва) Клуб МСК
Клуб поклонников
О концерте Владимира Евзерова (Театр Московской Оперетты, 20.02.07) Так живешь в ожидании события, когда есть билет в кармане. 20 февраля на сцене театра Московской Оперетты праздник - авторский вечер Владимира Евзерова. Режиссер Александр Песков постарался сделать вечер ярким, красочным, добрым, лирическим. Многочисленные гости – поэт Николай Денисов и исполнители песен Иосиф Кобзон, Екатерина Шаврина, Диана Гурцкая, Тамара Гвердцители, Любовь Успенская, ансамбль “Непоседы” и другие - поздравляли композитора, благодаря за его песни, и все желали обязательного продолжения творческого содружества и дальнейших встреч. Вечер начался известными нам мелодиями - ”Я улетаю”, “Свеча горела”, “Кленовый лист”, “Ветер знает”, “Ночной звонок”, “Ягодка”. Ведущий праздника - Валерий Леонтьев, он много пел, искал свою ягодку в зале и представлял каждую песню или исполнительницу только как очередную ягодку. Антракт. Прогулки по театру и общение в стенах очень уютного классического театра, где бра в форме свечек, красивые люстры, ложи. Так сложилось, что именно в этом театре последний раз многие были очень давно. Второе отделение сразу начинается с родных звуков “Ах, эта белая сирень так ослепила этот день”. И вышедший Николай вновь ослепляет своей красотой, и зал начал подпевать, и руки автоматически поднимаются в такт мелодии. На сцене Коле уже вручаются первые букеты цветов. Затем он представляет песню, которую он узнал 8 лет назад. “На слова Ивана Бунина. Я знаю, эту песню очень любят мои поклонницы”, – так сказал Николай. (Вы представляете, как приятно было услышать такие слова). Потрясающе спел “Настанет день”, воздушная гимнастка в огромном кольце над сценой демонстрирует сложные элементы, буквально творит чудеса. Голос же Николая творил море чувств. Ностальгия. Посвящение. Слезы на глазах. Надежда. Сбывшаяся мечта. … Наш друг, близ тебя, светла любовь наша … Это было великолепно. Коле вновь цветы от поклонниц на сцене. “Это - Вам”, – он передает букеты девушке гимнастке. Папа Николая – Виктор Владимирович - вручает букет шикарных роз Владимиру Евзерову, и композитор здесь раскрывает секрет, что мама Николая посоветовала Коле взять в репертуар песню “Белая сирень”. Спасибо Елене Николаевне, что мы слышим эту песню в Колином исполнении, песню, которую мы любим. Николай на сцене. Как здорово! Он вновь беседует с залом, шутит: “Так как партнершу не выпустили с Украины, то, надеюсь, вы мне поможете”. Ой, родная мелодия – “Цветет малина за окном и тянется ко мне…”, Николай спускается по ступенькам в зал, идёт по проходам, ему дарят цветы. Вот он совсем рядом. Ослепительно хорош. Сердце бьется, дрожь в руках. Впечатление – весь театр оперетты поет про малину, раскачивая руками. Николай подходит к родителям, целует маму. Мы понимаем, как дороги эти встречи с родителями, ведь Николаю часто приходится улетать на концерты из Москвы в другие города. На сцену он возвращается весь с большой охапкой цветов, говорит добрые слова Владимиру Евзерову, благодарит за его песни. Николай отмечает, что композиторы – особенные люди, быть композитором - умение создавать красивые мелодии, умение вкладывать в них свою душу. Аплодисментами провожают Николая. Вечер продолжается. А после окончания концерта мы поздравили Николая с успешными выступлениями в Испании – в Малаге и Барселоне. Мы гордимся тем, что Николай так достойно представляет в Европе культуру России. Поздравили мы его и с наступающим праздником Защитника Отечества. Мы были очень рады видеть родителей, поздравить их с замечательным выступлением Николая и особенно рады поздравить папу Николая – Виктора Владимировича с его профессиональным праздником. Спасибо всем за такой добрый вечер с красивыми мелодиями и словами песен, за встречу с добрыми приветливыми людьми. Клуб МСК (г. Москва) Клуб МСК
О концерте в Барселоне (театр «Лисеу», 10.02.07) Раннее, пасмурное ирландское утро, как обычно дождливое, ветреное. Но всего два с половиной часа и картина радикально меняется. В Барселоне хоть по календарю и зима, но ощущение лета. «Это было прошлым летом, в середине февраля», - именно так перефразируется известная песенка в данном случае. Барселона – город-мегаполис. Для человека, посещающего его в первый раз, это город, который сошёл с ума. Удивляет всё. Настолько он разный, интересный, другой. La Rambla – старинный бульвар, на котором находится Gran Teatre del Liceu, и стал для меня главной и единственной достопримечательностью в этот славный день. Ещё утром, когда я гуляла по городу, это здание не подавало никаких признаков того, что вечером здесь состоится большой праздничный концерт. Зато вечером всё изменилось. Цветочные прилавки, каких на той самой la Ramble много, предлагали композиции из самых разных цветов и растений. «Вы в театр пойдёте, правда?» Ответ мой последовал сразу, но только от неожиданности был в форме жеста. Видимо, всё-таки у нас на лбу написано то, что посторонние в любой стране мира так легко читают и никак такое скрыть за все годы не удаётся. За полчаса до начала центральный вход в театр напоминал муравейник. Интерьер театра поражает красотой и роскошью, а на сцене из всех декораций присутствовали только рояль и композиция из цветов. Но именно эта сцена в тот вечер открыла гостям такую роскошь и богатство искусства, что никакие золотые украшения балконов, ни шикарный свод зала сравниться не могли. Итак, пять голосов в сопровождении рояля на сцене театра «Лисеу». Тут хочется подробнее написать про каждого из них отдельно, т.к. каждый из них звучал неповторимо и невероятно красиво. Программу открывал дуэт «Аве Мария» (Доницетти) в исполнении Монтсеррат Кабалье и Монтсеррат Марти. Это был единственный их дуэт, заявленный в программе. Кстати, в отличие от концерта в Малаге, тут дуэтов Кабалье-Басков не было, а партнёром её выступал Олег Ромашин. Они спели два дуэта “Mecco regna” (“Ernanni”, Bellini) и “Pourque de mis ojos” (“Revoltoza”, Chapi). Возможно, я ошибаюсь, но, кажется, они исполняли эти произведения на октябрьском концерте в Петербурге. Только на этот раз Олег пел намного эмоциональнее и проникновеннее. Было заметно, что он очень волновался и старался выложиться по максимуму. И это у него получилось. Его принимали хорошо и это доказали не только дуэты, но и сольная ария “Per me giunto” (Verdi “Don Carlos ”), после чего он сорвал бурные аплодисменты. Меццо-сопрано Бегона Алберди – совершенно новый и незнакомый для меня голос. Я, наверное, достаточно редко бываю на классических концертах и хожу в оперу, так что в этом рассказе не ищите никаких «хитрых больших слов». Всё ограничится «понравилось-не понравилось». Так как Алберди спела арии из «Нормы» и «Хозяйки таверны» мне очень понравилось, при чём вызвало желание почаще ходить в оперный театр. Тоже самое скажу и про Кабалье-младшую. Впервые я вживую услышала её в Малаге. У неё невероятно красивый, чистый голос, приятный на мой слух тембр. Европейские критики пишут, что в ней слышна мама. Не знаю, но мне кажется, Монсита поёт по-своему, она неординарна и оригинальна в своём исполнении, ей по-своему удаётся держать контакт с публикой. Поёт она свою Джульетту «Я хочу жить» ((Je veux vivre) и чувствуешь, что она обращается к тебе. Так же поёт Ленский-Басков. На сцене не артист поёт, а сам Владимир Ленский. «Куда, куда…» - это его ария, кстати, слушать Ленского под рояль - праздник вдвойне. Думается, что он поёт её именно так, как композитор придумал. Ведь есть произведения, на которые голос, тембр ложатся идеально, как масло на хлеб. И получается полная гармония. Ария Каварадосси “E lucevan le stelle” Николай исполнил глубоко эмоционально, с такой силой, что у меня в горле стал комок, в глазах слёзы. Зал кричал хором, а меня не хватило даже на то, чтобы крикнуть заслуженное им «Браво!» Наверное, это та цена, которую платит герой-тенор своими страданиями и муками, которые для них создали авторы лишь для того, чтобы звучало красиво до слёз. А как же испанцы любят, когда поют на испанском! Они умеют устроить такую овацию, что приходится кланяться бессчётное количество раз. В этот вечер Николай был спокоен и сосредоточен и если и волновался (а он, конечно, волновался), то публике этого не показал. Дуэт с Монситой «Я хочу быть тореодором» - его фирменное вручение партнёрше розы просто из ниоткуда и, наверное, такое сильное желание действительно стать её тореодором, что он не просто убедительно спел, но и красиво это продемонстрировал. Это был финальный номер, после которого все артисты вышли на поклон но публика не желала расходиться. На бис были исполнены ещё пять произведений, первым из которых стала украинская песня «Чёрные брови…» Потом была “Adrianna Lecouvreur” в исполнении замечательной Бегоны Алберди, а потом чудесно пел Николай. Знакомая мелодия на незнакомом мне немецком. Вот никак ни в тот вечер, ни даже когда вернулась обратно, никак не могла вспомнить, что это за произведение. В итоге выяснилось, что он пел арию Принца из «Страны улыбок». Самым неожиданным подарком стал дуэт «Кошки» со всеми его содержательными словами:) Пока мама и дочь мяукали перед зрителями, чтобы стало ещё веселее, Николай и Олег на последнем аккорде неожиданно вышли к «кошкам», пропевая «Гав-гав!» Что творилось в зале, невозможно вспоминать, не смеясь до слёз . Хохотали все – и зрители и артисты. Мало того, зрителей ожидал ещё один сюрприз (щедрый концерт получился) – дуэт из «Весёлой вдовы» пели Монтсеррат Кабалье и Николай Басков, а под конец все артисты вместе. На это раз, отпев свою часть, инициативу на себя взяла Монтсеррат Кабалье, которая пригласила на вальс никого другого, как Бегону Алберди. Две женщины вальсировали, потом Кабалье заметила одиноко стоящего Олега и повернулась к нему. Николай вальсировал с Монситой. Бурные овации продолжались очень долго, но стало ясно, что на этой весёлой ноте концерт всё-таки закончится. Пара слов о зрителях. В основном аудитория была испанская, но в зале присутствовали и россияне. Это не удивило, так как ещё днём, бродя по городу, слышала русую речь. А отличить наших от местных уж поверьте легко и не только по букетам. После концерта часть публики направилась в сторону служебного входа. Через некоторое время артисты стали выходить по одному. Сначала Монтсеррат Марти, потом Олег Ромашин, Бегона Алберди. Потом Николай Басков. И вот тут уж всё по традиции: удивлённое лицо артиста, автограф, мои слова восхищения, дрожащие руки, цветы, фотовспышки. Те, кто ждут Николая, встречают и провожают и других артистов. Последней вышла Монтсеррат Кабалье и сразу спросила: «Вы русские поклонники Николая?» «Да, да!» - ответили ей на разных языках, с разными акцентами:) Это внимание сеньоре понравилось. Она любезно давала автографы и с удовольствием сфотографировалась со всеми желающими. Из окна машины она долго махала рукой, пока автомобиль не скрылся за углом театра. Была почти полночь. Раннее воскресное утро я встречала в аэропорту, над которым вставало яркое солнце, вновь обещая чудесный, тёплый день. Но самолёт взял курс на север. P.S. Большое спасибо Вам, любимый артист, за такой сказочный подарок. Автор: Aiva Aiva
О выступлении Николая в Малаге (22.01.07, театр Cervantes) То, что я попала на концерт Николая Баскова, Монтсеррат Кабалье и Монтсеррат Марти в самой Испании, иначе, как «чудом», не назовешь. Но я попала. За день до концерта отправилась в Малагу на разведку. Благо, что Торремолинос, в котором я жила, в 20 минутах езды. Малага - один из древнейших городов Испании, красив своей старинной частью и местоположением… Иду по центральной улице. Никаких афиш. Зато повсюду на стенах домов громадные репродукции картин Пабло Пикассо. В Малаге он родился. В октябре 2006 года широко отмечалось его 125-летие. Спрашиваю в «Информации» – никто ничего не знает. Театр закрыт. Кассы не работают, хотя, в соответствии с расписанием на двери, должны бы были. Но в день концерта все удалось. Даже произошла неожиданная встреча с Айвой. Представьте: сижу я на ступенька театра, подходит ко мне симпатичная девушка и спрашивает с небольшим акцентом по-русски: «Вы из России?». Она специально прилетела на концерт из Ирландии, благо, что авиабилет оттуда недорогой. Разве есть у кого-то еще такие преданные поклонники? Концерт был благотворительный, посвященный 500-летию местной католической общины. Публика очень почтенная - городская знать, все друг другу знакомы. Наряды были соответствующими классическому концерту. Хотя место у меня было неплохое, в 14 ряду партера, но меня это не устроило, т.к. снимать из зала категорически запрещено, а я вооружилась видеокамерой. В итоге моих усилий удалось пристроиться к журналистам и фоторепортерам в правой ложе у сцены. Какая удача! И хотя время от времени меня подталкивали, смещали хозяева ложи, многое удалось записать. А в самом конце концерта даже удалось выйти на сцену и вручить Монтсеррат Кабалье корзину с розами от русских поклонников, чего она явно не ожидала и была очень довольна, расцеловав меня под аплодисменты зала. (Замечу, что на сцену выходили лишь официальные лица). Как мне показалось, и Коля остался этим доволен. Итак, о главном. Концерт предваряло торжественное заседание по случаю юбилея с докладами и президиумом. Лишь через час началось то, ради чего я, честно сказать, и прилетела в Малагу. (Хотя, согласитесь, могла бы предоставленную мне неделю отпуска греться под египетским солнцем и купаться в теплом Красном море. Но вы понимаете не хуже меня, что излучаемые Николаем тепло души, любовь, огромная положительная энергетика особенно(!) на классических концертах не заменит теперь уже ничто и никто.) Пел он потрясающе. Для меня ни с чем не сравнимо звучание прекрасного голоса певца под достойный аккомпанемент рояля. Слышен каждый звук мелодий инструмента и человека. Они звучат в унисон, щемяще-проникновенно, деликатно, без напора добираясь до всех уголков сердца слушателя. Дух захватывает. Мастерству певцов соответствовало мастерство концертмейстера Мануэля Бургуэроса. Удивляюсь, как мне хватило сил не расплакаться, когда Коля исполнял «Плач Федерико», арию Ленского «Куда, куда, куда вы удалились?», «В таверне». Наверное, потому, что ощущала ответственность, находилась «на работе», держала камеру. Два месяца назад на юбилейных концертах в Москве и Санкт-Петербурге мне казалось – это вершина, лучше уже исполнить эти произведения невозможно. Ан, нет! В Малаге голос звучал еще красивей, мощнее, легче, выразительнее. И акустика в зале замечательная. Коля был в ударе, вернее, в превосходной форме. Понимаю, что он волновался вначале, но это совершенно не было заметно и никак не сказалось на исполнении. Испанцы обожают Монтсеррат Кабалье. Стоит ей только появиться на сцене – овации. Даже петь не надо. Но не менее, не менее тепло, а к середине концерта уже с явным восторгом принимали нашего любимого Николая. Бурю аплодисментов, восторженных выкриков вызвало исполнение трио Басков – Кабалье – Монти «Хочу быть тореро». Артисты (известные любители пошутить и посмеяться) развеселили публику, еще не начав петь: то один, то другой намеренно не вовремя вступали, при этом заразительно смеясь. А то, что Николай допустил некоторую вольность в словах и пропел «Андалусия» и «Монтсеррат», да еще извлек во время пения неизвестно откуда-то красную розу для Кабалье, то розовую для Монти – покорило зрителей абсолютно. И после потрясающе исполненной Николаем своей партии зал прервал пение шквалом аплодисментов, по достоинству оценив мастерство нашего (!) русского певца, нашего «золотого голоса»! Программа завершена, и неожиданно на сцену сыплется дождь из лепестков роз. Очень красиво и изысканно. Артисты раскланиваются под нескончаемые аплодисменты, крики «браво!» и «оле!» Единственно, что недооценила публика – исполнение арии Ленского. Очевидно, зритель просто не достаточно знаком с русскими композиторами, тем более, что в программе было обозначено просто исполнение популярных русских произведений. Я давно повторяю, что Басков – идеальный во всех отношениях Ленский. В последние четыре-пять лет он исполняет эту роль безупречно (жаль только, что чрезвычайно редко) Но в этом зале мне показалось, что так прекрасно, так страстно, так вдохновенно, так высококлассно он еще не пел. Одно из назначений Николая Баскова и есть знакомство зарубежных слушателей с замечательными произведениями русских композиторов. Но главное все-таки вот так петь и такие произведения для своих преданных, понимающих и благодарных зрителей. Так хочется дождаться в своем родном городе вот такого концерта, где раскрывается глубокий природный дар, талант, высокий профессионализм, превосходное мастерство певца, артиста, музыканта. И тогда мы могли бы сказать тем, кто еще не знает, не ценит нашего любимого певца: «Вот какие вершины давно уже берет Заслуженный артист России Николай Басков!» P.S. В день концерта в Малаге небо покрылось тучами, с обеда шел непрекращающийся моросящий дождь. Но я-то знала, что к моменту выступления Николая дождь прекратится. Так и произошло. Ольга
О юбилейном концерте Льва Лещенко в Кремле, 01.02.07 Ой, как же мы соскучились! С нетерпением ждали первой встречи с Николаем в Новом году! И вот вчера – прекрасный вечер - юбилей Льва Лещенко в Кремлевском дворце. Присоединяемся к поздравлениям с юбилейным Днем рождения замечательного певца и с награждением его орденом “За заслуги перед Отечеством” III степени. В начале вечера поздравления от Владимира Владимировича Путина произнес Дмитрий Медведев. А затем встреча с любимыми уже родными всем песнями, потому что нет людей, равнодушных к творчеству юбиляра. Лев Валерьянович, рассказывая о своем пути, признался, что он всегда мечтал об опере, и вчера исполнил арию Дона Базилио из “Севильского цирюльника”. А вскоре Татьяна Веденеева, соведущая и помощница юбиляра дает зеленый свет нашему любимцу – Николаю Баскову. Что может быть прекрасней “Застольной” из “Травиаты” на юбилее! Красивый, шикарный, торжественный Альфред – Николай, прекрасная в розовом Виолетта – Карина Сербина. Оба с фужерами с шампанским, спускающиеся по красивой подсвечивающейся лестнице к кружащимся в танце парам на сцене – это праздник! Красивые голоса, красивый номер! Бесподобно. – “Вот что значит артисты Большого театра!” – восхищается юбиляр. Поздравляющие пьют шампанское, Николай дарит Льву Валерьяновичу из сумочки презенты по очереди, а преподнеся очередной, говорит: ” А вот этот – берегите! “ В это время в зале образовалась цветочная пауза и вдоль сцены выстроились десятки поклонников с букетами. Николай подходит к цветочному краю: - “Вот букет от моих родителей, которые очень любят Ваше творчество”, – и папа Виктор Владимирович вручает Льву шикарный букет роз, а все остальные букеты Лев и Николай собирают вместе. Очень хороший добрый вечер, который продолжался 4 часа, сколько знакомых и родных песен мы пропели, сколько суперпопулярных и любимых, а всего Лев Валерьянович записал 450 песен. На вечере было много улыбок, а в своих веселых куплетах Петросян и Винокур отмечали …”даже Басков на “Горбушке” приобрел последний диск Льва”, было много добрых слов и пожеланий, и все поздравляющие отмечали, что юбиляр - пример для многих на сцене, в жизни. И, поздравляя Льва Лещенко с юбилеем и с высокой наградой, были рады видеть, слышать всех гостей, всех его коллег, композиторов, всех его учеников, суперзвезд - Кобзона, Добрынина и др., и, конечно же, огромного олимпийского Мишу, а также все мы были счастливы быть в кругу друзей. Поклонницы. Клуб МСК Клуб МСК