Елена Баскова: «Я боюсь всех соблазнов, которые встречаются на пути артиста»

Газета «Труд 7»

15 октября любимец публики певец Николай Басков отмечает свой День Рождения в кругу своих родных и близких. Даже если в этот день Николай окажется вдали от дома, на гастролях, то его родители всегда рядом с ним. Они рядом, будь это конкурс «Славянский базар» в Витебске или «Новая волна» в Юрмале, или турне по странам Балтии, в которое певец отправится уже 20 октября. В интервью «Труду 7» мама тенора – Елена Николаевна - рассказала детстве, юности и первых шагах на сцене своего сына.

– Елена Николаевна, откройте народу секрет – маме или папе, а может быть, бабушке или дедушке, Николай обязан своей артистической внешностью, классическим профилем и очаровательным ямочками, от которых все женщины сходят с ума?

– Ямочка мои, и губы – мои, а вот глаза – папины. Но и «крепыш» он тоже в папу. С детства Виктор приучал Колю к спорту, отдал его в секцию плавания, говорил, что мужчина всегда должен быть в хорошей физической форме.

– Весьма популярный писатель Карлос Кастанеда выдвинул версию, что ребенку передаются именно те качества, которые больше всего восхищают женщину в ее избраннике. Так что «это» за черты?

– Главное, чтобы ребенок был рожден в любви. А Коля родился в огромной любви, и мы ему об этом постоянно говорили, и мальчик это видел и чувствовал. Что же касается черт и качеств, то сын взял у своего папы русскую природу, эти серо-зеленые глаза, русые волосы, мужественность и силу духа. Кстати, Виктор родился недалеко от «есенинских мест», на Рязанщине, а это – река Ока, поля, ромашки, васильки, и люди с голубыми или серыми глазами, улыбчивые, открытые, певучие и поэтичные.

А вот творческую жилку сын унаследовал от моих родных – мамы, дедушки. Так, мой дедушка Никифор очень хорошо играл на музыкальных инструментах, особенно, на баяне. Кстати, мой отец, Колин дедушка, хотя и был кадровым военным, полковником, участником Великой Отечественной войны, но преклонялся перед людьми искусства, и страстно мечтал, чтобы его ребенок стал или артистом, или художником, или музыкантом… Только я, его единственная дочь, увы, не оправдала сокровенных желаний отца. У меня оказались средние способности и в музыке, и в рисовании, и в гимнастике… Порой мне кажется, что в Коле воплотилась мечта моего папы. Видимо, его желание о талантливом ребенке было столь сильным, что оно реализовалось через поколение, уже во внуке. Не задумываясь, я назвала сына в честь своего отца, которым всегда восхищалась и которого бесконечно уважала.

– Если дедушка был рад тому, что его единственный внук поет как соловей, то, наверняка, ваш муж – тоже офицер, полковник, не горел желанием видеть сына артистом, не так ли?

– Когда Коле исполнилось 5 лет, мы с мужем отчетливо поняли, что на Николае наша военная династия прерывается, и не стали этому препятствовать. Нельзя было не заметить, что наш мальчик живет своим внутренним миром, и в его мире царят звуки, мелодии, ритмы. На своем примере я поняла, как важно найти профессию, которая была бы тебе по душе. Мой папа решил, наверное, потому что я неплохо играла в шахматы, что у меня математический склад ума, и посоветовал мне поступать на математический факультет Педагогического института имени Ленина, что в итоге я и сделала. Но вскоре я поняла, что математика – не моя стихия, и никогда не работала по своей профессии. Нет, я научилась относиться к жизни как к поставленной задачи, которую надо решить, и желательно, решить верно, освоила такую редкую для женщины премудрость, какой является логика, стала конкретно и точно мыслить, что мне тоже очень пригодилось, но свое призвание в профессии я так и не нашла. Когда мы жили в Германии, мне понравилось работать диктором на телевидении, и хотя это было всего два года и, скорее, на самодеятельном уровне, чем на профессиональном, но мне показалось, что это мое. Поэтому, как только мы увидели, что Коля – творческий человечек, что он очень восприимчивый, впечатлительный, погруженный в свои фантазии, то сделали все, чтобы развить его способности. В Германии я повела тогда еще пятилетнего Колю записываться в музыкальную школу. Но педагог так внимательно посмотрела на него и сказала: «У вашего мальчика еще пальчики не стоят, поэтому учиться на фортепиано ему рано». Но мы все равно записались в музыкальную школу, чтобы на первых порах осваивать нотную грамоту. Кстати, в одной телевизионной передаче, наша первая учительница музыки, из города Дрездена, сказала, что хорошо помнит того мальчика, который потом стал Николаем Басковым.

– Хотите сказать, что уже «с пеленок» ваш сын был настолько ярким и незаурядным малышом, что он сразу же обращал на себя внимание?

– Действительно, маленького Колю взрослые и замечали, и выделяли, но это происходило, скорее, на бытовом уровне. «Ой, какой интересный мальчик – такой весь беленький, упитанный!», – говорили прохожие и в подтверждении своих слов гладили Колю по головке. Кстати, в детстве, мы с папой называли сына Пшеничкой, потому что у него были волосы ярко пшеничного цвета и густые как копна. Забавно, что в Германии маленького Колю принимали за своего, то есть за немецкого мальчика, хотя, как нам казалось, наш сын отличался именно чисто славянской, я бы даже сказала, «руссопятой» внешностью. Что же касается особого внимания, то это Коля проявлял его по отношению к музыке, к сцене. Никогда не забуду, как мой папа после прогулки с маленьким Колей, удивленно стал мне рассказывать: «Знаешь, Леночка, все то время, что мы гуляли с Коленькой в парке, он тащил меня к сцене, откуда доносились звуки оркестра. Я его как только не заманивал качелями, другими развлечениями, а ему хотелось быть только рядом со сценой». Кстати, Коля настоял на том, чтобы мы с папой отвели его на прослушивание в Музыкальный театр Юного актера, который так много дал нашему сыну в его становлении как артиста. Как сейчас помню, это был 1989 год, суббота, и Коля нам с Виктором заявляет, что его надо отвести в какую-то студию, на прослушивание. Сын услышал по телевизору, что только недавно открывшийся театр набирает талантливых детей, и ему очень захотелось туда поступить.

– В результате Николай, как это он умеет делать, «пришел, увидел, победил»?

– Не поверите, но «наполеоновских» целей Коля перед собой никогда не ставил. У него не было стремления стать самым первым, самым успешным, самым великолепным и так далее…В том же Театре Юного актера, когда Коле давали маленькие роли, он исполнял их с не меньшим удовольствием, как если бы это были главные роли. Он не расстраивался из-за каких-то мелочей, не зацикливался на своих обидах (кстати, Коля ранимый, но не обидчивый человек), не тратил время на пересуды, интриги. Он просто занимался любимым делом, и не терял надежды, что когда-нибудь – если не сегодня, то через годы, к нему придут и большие роли, и любовь зрителя…

– Означают ли ваши слова, что Николаю Баскову не свойственны ни зависть, ни ревность к коллегам-соперникам?

– Я думаю, что Николаю больше свойственно чувство восхищения талантом других артистов, чем критика в их адрес. Хотя, бывает, что его специально провоцируют высказать свое мнение слишком категорично. Но Коля никому не сделает подлости – я в этом уверена. И не пойдет на «все» ради своей цели. И, разумеется, не будет сметать со своего пути соперников. Сын часто мне говорит: «Мама, как же это замечательно, что в одно время пели два тенора – прекрасный Лемешев и великолепный Козловский!» Тот факт, что Николай спел в дуэте почти со всеми известными певцами, говорит о его стремлении творить сообща, обогащая друг друга и дополняя.

– О дуэте Баскова с красавицей Таисией Повалий ходило столько слухов, что многие в их творческом союзе усмотрели тщательно продуманный «пиаровский» ход. А лично вам нравился этот душещипательный тендем?

– Я думаю, что судьба целенаправленно вела Николая и Таю к совместному творчеству. В определенный момент у обоих появилась потребность петь эстрадные песни, но чтобы это было красиво, чтобы трогало за душу. Хотя, вряд ли им удалось бы так проникновенно петь о любви, если бы Николай и Тая не испытывали друг к другу взаимную симпатию. Мне очень нравится песня «Отпусти меня», в которой переданы и огонь любви, и горечь, и чувство неизбежности…Согласитесь, многим знакомо состояние, когда, не переставая любить человека, вынужден с ним расстаться?

– Как вы думаете, судьба уберегла Николая Баскова от зазнайства и юношеского высокомерия?

– Коля раньше был очень доверчивым, а теперь стал более закрытым. Что, впрочем, вполне объяснимо – ведь жизнь преподнесла ему столько уроков! Но я всегда говорила сыну, что лучше доверять людям, чем быть подозрительным. Хорошо по этому поводу сказала актриса Элизабет Тейлор: «Человек может упасть, может оступиться, но важно то, чтобы он поднялся и стал еще сильнее». Не надо бояться жизни.

– Уверены ли в том, что у вашего сына хватит сил, чтобы устоять перед такими соблазнами, как слава, деньги, обожание публики, причем нередко «слепое»?

– Не стану лукавить, я боюсь всех испытаний, соблазнов, которые могут встретиться на пути Николая. И эти соблазны были – и в школе, и на сцене. Я страшно волнуюсь перед каждым концертом Николая, и пока не услышу его голос, не успокоюсь. Но ведь помимо явных соблазнов есть такие обстоятельства, которые не зависят от нас. В карьере Николая был опасный момент, который мог привести к тяжелым последствиям. За шесть дней до сольного концерта в Большом зале консерватории, а Николаю тогда был 21 год, он заболел тяжелейшим бронхитом. Сын сказал об этом главному дирижеру оркестра, на что тот ему ответил: гениальность певца как раз в том и заключается, чтобы в любом состоянии быть готовым показать свое мастерство». И Николай решил петь, хотя это было очень для него опасно. Я сейчас думаю, что уважаемый дирижер, давая такое наставление молодому певцу, был не совсем прав.  Давать сольный концерт перед огромной аудиторией, при таком заболевании дыхательных путей, могут себе позволить только опытные зрелые певцы, но не такие молодые, каким был Николай.

– Елена Николаевна, а вас не обижают нелестные отзывы о вокальном таланте вашего сына? Ведь одним, как Александру Градскому, очень нравится певец Басков, тогда как оперная дива Галина Вишневская публично называла Николая Баскова «плохим оперным певцом»?

– Мне кажется, что давать оценку Баскову как исполнителю эстрадных песен может каждый слушатель, ибо эстрада рассчитана на массовый вкус. Что же касается оперного исполнения, то прежде, чем судить о мастерстве, необходимо услышать певца «вживую». Поэтому мне непонятно, когда берутся критиковать, не послушав ни одну партию в исполнении тенора. Не могу не сказать, что положительная оценка творчества моего сына со стороны Александра Градского просто растопила наши с Виктором родительские сердца. Мы знали, что Александр – большой профессионал, и его похвала, как говорится, дорогого стоит.

–Вы довольны тем, что ваш сын стал единственным учеником Монтсеррат Кабалье? Вам нравится дуэт вашего сына с дочерью Кабалье – Монтсеррат Марти или, как ее называют близкие, Монситой?

– После концерта в театре Лисео моего сына и великой Кабалье, меня познакомили с Монтсеррат. Певица по-английски у меня спросила: «Вы счастливы?» Я ответила: «Я очень, очень счастлива!». Николай – замечательный, добрый, заботливый, внимательный. Он использует любую возможность, чтобы побыть с нами, взять нас с собой на гастроли. В наше время такое отношение детей к своим родителям, увы, стало редкостью. Коля – очень добрый и открытый парень. Если вы с ним пообщаетесь часа два, он вам все о себе расскажет. Он весь как на ладони, хотя при нашей жизни это чревато последствиями.

Автор: Анжелика Заозерская