Николай Басков и Монсеррат Кабалье миссия выполнима

"Лица"

На вопрос, не за фамилию ли Монсеррат Кабалье полюбила Николая Баскова он рассмеялся: «Нет, она каталонке. По её словам, она полюбила меня за музыкальность и тёплый, солнечный тембр, совершенно несвойственный славянину. И захотела поставить эксперимент: как из этого солнечного затмения вывести солнце наружу?»

Скоро Монтсеррат Кабалье и Николай Басков отправятся в большой концертный тур по России, который, безусловно, станет грандиозным культурным событием. Но сегодня речь не о нём. А о трёх женщинах, которых подарила Николаю судьба. Они играют разные роли в его жизни, но в том, что сегодня мы знаем Николая Баскова таким, их влияние неоспоримо.

Монтсеррат

С Монтсеррат Кабалье мы познакомились в 2000 году. Финский продюсер Юха Матина организовывал концерт в Санкт-Петербурге и предложил мне выступить дуэтом с Монтсеррат Кабалье. Ей прислали мои записи, и она дала согласие. Когда я увидел Кабалье, просто остолбенел и даже не смог сказать «здравствуйте». Мы встретились прямо на сцене. Я думал, что мы будем петь «Застольную» из «Травиаты», но она дала мне дуэт «Две Мария» и сказала: «Если к вечеру выучишь - споем». И я побежал в ресторан в гостинице, где есть рояль, и прямо при посетителях разучивал свою партию. Вечером мы спели. Потом Монтсеррат сказала про меня: «Я бы хотела, чтобы он приехал в Барселону и мы порепетировали». Я приехал. Мы порепетировали, и она увидела, как быстро я меняюсь, впитываю то, что она мне говорит. И неожиданно сказала: «А давай попробуем позаниматься; но только никто никому ничем не обязан». Я опешил: «Да я буду счастлив!» Так постепенно она превратилась в мою «вокальную маму», и это «попробуем», начавшееся несколько лет назад, даст бог, продлится всю жизнь. Я не перестаю удивляться этой женщине: ее величию, легендарности и в то же время простоте, юмору, чувствительности. В ней есть все: от Екатерины Великой до просто любящей жены и матери. Она обожает своего мужа, в прошлом оперного певца, который сказал, что в семье не должно быть двух великих, и, оставив сцену, занимался сыном и дочкой. Монтсеррат - потрясающая партнерша на сцене: однажды во время нашего выступления она, почувствовав, что мне тяжело, приобняла меня и шепнула на ухо, что я должен сделать, чтоб снять напряжение и легко взять верхнюю ноту.

И все получилось! Монтсеррат была счастлива и потом сказала мне: «Боже мой! Как будто сама спела!» Мне сказочно повезло, что она занимается со мной, что я вхож в ее семью, могу приезжать к ней домой, выступать вместе. У Монтсеррат непревзойденная в мире вокальная техника. Ее называют Королевой бельканто. Она единственная, кто владеет фантастическим piano. Она вошла в Книгу рекордов Гиннесса по количеству исполненных ею оперных партий. И это первая певица, которая вывела классическое пение за рамки оперы, спев с Фредди Меркьюри «Барселону». Объясняя мне что-то, она говорит: «Это семейный секрет!» Монтсеррат открыла мне технику дыхания, искусство нюансировки, управления голосом и т.д. Каждое занятие с ней - это открытие. Все важные уроки я записываю на кассету или минидиск, у меня их уже целая коллекция. Я пересматриваю эти занятия, они помогают мне расти, и нередко то, что два года назад казалось абсолютно непостижимым, сегодня становится настолько простым, что удивляешься: как ты раньше мог этого не понимать и не делать? Может, лет через 30 я тоже найду себе ученика, которому смогу передать профессиональные секреты Кабапье. 

Для меня слово Монтсеррат - закон. Когда она мне звонит и деликатно спрашивает, могу ли я приехать позаниматься такого-то числа, я всегда говорю: «Конечно, могу». И отменяю концерты, за которые мне платят большие деньги: ради нее я готов жертвовать всем. Иногда, видя, что я расстраиваюсь из-за чего-то на занятии, она шутит: «Почему ты расстраиваешься? Ты должен быть счастливым - на твоем месте хотят быть миллионы, но здесь стоишь ты!» И это действительно так. Кабалье заставила меня поверить в мою мечту и мои возможности. Зная, что меня порой критикуют, она всегда успокаивает: «Собаки лают - караван идет». Монтсеррат никогда не критиковала ни одного певца, потому что сама прошла через это, когда в начале карьеры ее хотели разуверить в ее вокальных способностях. «Вы что умеете делать? - спросили ее на прослушивании в «Ла Скала». - Вышивать крестиком? Ну, вот и езжайте домой, выходите замуж и вышивайте крестиком, певицы из вас не получится». И если бы не брат Монтсеррат Карлос, знаменитый оперный импресарио, который занялся ее делами, мир не узнал бы Кабалье! И ровно через год она уже получила первые контракты в театрах, а через четыре, заменив в опере заболевшую приму, произвела фурор в Нью-Йорке, после чего газеты США написали: «Каллас плюс Тибапьди равно Кабалье». 

Мы спели с Монтсеррат мировую премьеру оперы «Клеопатра» в Королевской опере в Мадриде, в Барселоне, в Риме, Кельне, во Франции, много дуэтов из опер. Инициатива выбора репертуара всегда принадлежит ей: она лучше знает, что подойдет мне по голосу (просто есть такие партии, которые могут его сломать). Под ее руководством я скоро буду записывать оперный альбом. С ней очень легко: у нее великолепное чувство юмора. Как-то я сказал Монтсеррат, что наш дуэт уже пародируют на эстраде, на что она тут же отреагировала: «Скажи этим пародистам, что я похудела и не надо меня делать на полсцены!» Как истинная женщина, она любит меха, наряды, украшения. За всю свою жизнь Монтсеррат ни разу не вышла на сцену в одном и том же платье. Сейчас в нашем совместном туре по России мне придется брать для нее семь профессиональных телохранителей, потому что она везет свой роскошный гардероб. К сожалению, мне удалось преподнести ей только один подарок - палантин, и то только тогда, когда она подарила моей жене шубу и мы отказывались принять ее до тех пор, пока Монтсеррат не согласится взять наш подарок.

У Монтсеррат такой принцип: она все время подчеркивает, что занимается со мной по велению души. Это ее миссия, внутренняя потребность. Когда-то ей тоже помогли, и теперь это делает она. И, по ее словам, лучшей наградой для нее станет тот день, когда она сможет сидеть в зале и слушать меня. Но пока она меня не выпускает одного: говорит, что растит меня, как цветок, чтобы я набрал полную силу. «С одной стороны, тебе повезло, что тебя учит Кабалье, - шутит она, - но с другой - не очень: потому что после Кабалье ты должен петь бесподобно». К чему мы сейчас и идем!

Монсита

На одно из наших занятий с Монтсеррат послушать меня приехала ее дочь Монсита. Оказалось, мы с ней почти ровесники и нам легко вместе - на многое общие взгляды. Сначала Монсита была балериной, даже занималась у Майи Плисецкой, но после травмы перестала танцевать и с легкой руки своего дяди Карлоса начала заниматься вокалом. Для ее родителей это стало полной неожиданностью. Как-то Карлос пригласил всю семью Кабалье послушать молодое дарование. Они вошли в пустой зал, и Монтсеррат спросила: «И где же это дарование?» «Вот оно!» - ответил Карлос, указав на Монситу. Когда она запела, родители расплакались. Дело в том, что Монсита никогда не пела при маме - стеснялась, хотя выросла на вокальных упражнениях и ариях, которые постоянно звучали в их доме. Сейчас Монсита - интересная оперная певица, обладательница красивого лирико-колоратурного сопрано. В ее репертуаре ведущие партии, такие как Джильда, Травиата, Джульетта, у нее контракты в разных оперных театрах мира.

Конечно, Монсита с мамой в чем-то похожи, но Монтсеррат - небожитель, а дочь - земная. Она очень веселая, с ней здорово ходить на дискотеки, что мы не раз делали, может и водочки выпить. Активно занимается спортом, регулярно ходит в спортзалы. Как и я, Монсита поет не только в опере, но и на эстраде, любит петь дуэтом. Ее современные композиции с соотечественниками не раз занимали первые места в чартах испанских радиостанций. С Монситой мы уже немало спели вместе. Помню, когда мы первый раз готовили с ней дуэт Ромео и Джульетты Гуно, то никак не могли сойтись голосами и даже фальшивили. 

И Карлос, который нас не слышал, с нетерпением поинтересовался у Монтсеррат: «Ну, как они?» На что она ему ответила: «Он - мой вокальный сын, она - моя дочь. Ну фантасти-и-и-чес-ки!» У Монситы очень близкие отношения с мамой. Она для нее все. То же можно сказать и про Монтсеррат, хотя у Монтсеррат есть еще сын, который живет в США. Сейчас она очень рада, что дочь вышла замуж католическим браком. Монсита долго шла к своему счастью и, наконец, нашла достойного мужа. Они обвенчались в день 42-й годовщины свадьбы родителей Монситы. Мы со Светой были приглашены на торжество. Это была очень красивая свадьба: шикарное платье невесты, четыре с половиной тысячи роз, великолепный собор под Барселоной. Мы подарили Монсите сделанные на заказ колье и серьги с бриллиантами и жемчугом. Оперные певицы часто надевают настоящие украшения на сцену. И мы подумали, что Монсита с удовольствием сможет брать их для роли Маргариты в сцене, когда Фауст дарит ей сундук с драгоценностями, и она, надев их, поет: «Ах, какая красота!» Вручая колье, мы сказали ей об этом, но, открыв коробочку, Монсита рассмеялась: «Для Маргариты это слишком роскошно! А вот для Тоски, примадонны оперного театра, в самый раз! И добавила: «Слава богу, что ты женат и тебе уже ничего не надо будет дарить на свадьбу!»

Светлана

Иногда я слышу в свой адрес: что ж вы женились так рано? Отвечаю: потому что любовь. А чего искать-то, если я вижу, что не могу без нее?! Мы уже шесть лет вместе, а мне кажется - год. Мы очень подходим друг другу: по образу жизни, восприятию - оба совы, засыпаем поздно, у нас нет каких-то «пунктиков» по отношению к быту, еде. То, что Света - мой человек, я понял уже через три месяца нашего знакомства. И окончательно убедился, когда мы в первый раз с ней заснули вечером, а проснулись утром. Я думаю, многие меня поймут. Это какие-то флюиды, когда чувствуешь, понимаешь, что тебе будет тяжело без этого человека, не представляешь себе жизни без него. У нас до сих пор бывают моменты, когда я уезжаю, а она плачет. Я говорю: поехали со мной! Но это не всегда возможно: гастроли - огромная нагрузка! Я-то уже привык, для меня абсолютно нормально сесть в самолет, потом в поезд, в машину, потом переехать в другой аэропорт и улететь. Но для Светы это тяжело.Конечно, бывают у нас и какие-то разногласия, конфликты, но они очень быстро разрешаются, потому что я действительно ее люблю, ценю, уважаю и ни в коем случае не хотел бы что-либо менять в ней: она дорога мне такая, какая есть. Так же и она ко мне относится. Я думаю, это один из секретов семейного счастья. Другой - в доверии: она во всем доверяет мне, а я - ей. Света мудро относится к моим поклонницам, говорит: «Коля, когда ты выходишь из дома - ты их, а возвращаешься - ты мой». Не знаю, приходилось ли ей в чем-то ко мне подстраиваться, но она всегда переживала со мной все мои неудачи, радовалась моим победам, ездила со мной на гастроли. Жена всегда смотрит все мои эфиры, старается что-то корректировать. Конечно, я с ней не соглашаюсь, но потом делаю, как она хочет.

Она говорит мне: «Я смотрю на тебя не глазами жены, а глазами женщины». И за последние годы я кардинально изменился, поменял имидж благодаря своей жене - это она хотела меня видеть таким. За годы, что мы женаты, Света стала мне еще большей опорой и поддержкой. Самое важное, что нужно артисту дома, - это теплота и понимание близкого человека. И если ты знаешь, что человек дышит с тобой одним воздухом, это помогает жить.

А с рождением сына у нас наступил новый этап. Мы так долго его ждали и даже не представляли, что ребенок может принести в жизнь столько счастья! С каждым месяцем он все больше радует нас - узнает, улыбается, держит сам бутылочку! К счастью, пока Бронислав очень спокойный. Но настойчивый. Когда он перешел на детское питание, то не хотел пить воду и ее пришлось подслащивать - весь в папу, любит сладкое. Когда мы поженились, Света училась на юридическом факультете МГУ, а после его окончания работала в адвокатской конторе Андрея Макарова. Она хороший специалист, всегда изучает все мои контракты и помогает избежать ошибок при их заключении. После возвращения из отпуска по уходу за ребенком она планирует вернуться в профессию, создать свое дело - у нее уже есть очень интересная идея.

Надеюсь, Света никогда не чувствовала, что она замужем за капризной «звездой». Она замужем за талантливым человеком -непредсказуемым, взбалмошным, но интересным и романтичным. Мы с ней вместе радуемся жизни, вместе грустим. Она очень хочет видеть, что я счастлив в работе, и мечтает, чтоб я смог реализоваться на все сто процентов. Профессия артиста прекрасна, но имеет и обратную сторону. И я всегда молю Бога: «Господи! Только не испытывай меня!»