Опера «Паяцы» в Михайловском театре

По материалам печатных изданий

Николай Басков облобызал сцену 

Тенор показал в Михайловском театре настоящего «Паяца»

В минувший уик-энд в Михайловском была премьера. Давали долгожданных «Паяцев». С Николаем Басковым в партии Канио. По такому случаю в зале собрались дамы в вечерних туалетах и вычурных шляпках и мужчины в своих лучших костюмах. Председатель Комитета по печати Петербурга Алла Манилова с главой Центра фестивалей и праздников Мариной Фокиной. Родители Баскова с Владимиром Кехманом. Анастасия Волочкова с кавалером…

Сам же виновник торжества вышел на сцену в забавном клетчатом пиджаке: он играл владельца бродячей труппы Канио. Очень убедительно Басков-Канио заигрывал со своей женой (по роли) Неддой, шутливо задирая той юбку. А в конце блестяще спел знаменитую арию Канио «Смейся, паяц» и убедительно зарезал ножом за измену жену и ее любовника Сильвио. В этот момент весь зал замер затаив дыхание.

Вообще Басков оказался очень артистичен и явно переигрывал партнеров по сцене. Что бы ни говорили недоброжелатели, а народ его любит. И есть за что. С первых же нот зрители встречали тенора восторженно. - Кехман просто потрясен: он никогда не видел такой народной любви к артисту, - говорили в тусовке после спектакля. Ведь в конце поклонники в буквальном смысле закидали кумира цветами. Николай едва успевал уворачиваться от увесистых букетов. А на финале, бесконечно выходя на поклоны, он споткнулся об одну из «клумб» и упал прямо на спину. Зрители сначала ахнули, а потом заулыбались: Басков и этот момент сумел обыграть себе на пользу, смешно потирая руками ушибленное место.

Когда «Паяцы» закончились, зрители еще минут 15 не расходились, аплодисментами вызывая Баскова. Наконец тот показался в последний раз, уже переодетый в «домашнее». А после, уже за кулисами, вдруг взял и… поцеловал сцену. Оказалось, есть такая примета у артистов наподобие той, когда кидают монетку в море - чтобы вернуться.

Откровение

«В любви я эмоционален»

После спектакля мы поговорили с Николаем Басковым.

- Ваш герой убивает жену за измену. А в жизни вы так смогли бы поступить?

- Измены простить я бы не смог. Но как человек верующий, на убийство бы не решился. Хотя импульсивность Канио мне близка: в любви я столь же эмоционален. А вообще на эту роль меня уговорила Монтсеррат Кабалье. Она посчитала, что я справлюсь. Хотя обычно Канио поют артисты не моложе сорока лет, а мне всего 32. Так что я самый молодой Канио за всю историю, как в свое время (в 21 год) был самым молодым Ленским в «Евгении Онегине» в Большом театре. Своим дебютом на сцене Михайловского я очень доволен. И надеюсь еще не раз встретиться с

питерскими зрителями.

Автор: Елена Ливси

Газета «Комсомольская правда», 09.12.2008

 

Усталый клоун Николая Баскова поцеловал сцену Михайловского театра

В Михайловском театре показали первую оперную премьеру сезона – «Паяцев» Леонкавалло в режиссуре Лилианы Кавани. В третьем премьерном спектакле в партии Канио на этой сцене дебютировал Николай Басков.

Европейский дебют в «Паяцах» прошел у певца в минувшем феврале в Салониках. Дебют в этой партии на сцене Михайловского театра у Николая стал и российским дебютом. Рекламную кампанию по поводу участия в спектакле известной медийной персоны театр не проводил. Повод же между тем был нешуточный: Николай, названный когда-то «золотым голосом России», вернулся на оперную сцену спустя четыре года после увольнения из Большого театра. Если не считать его выхода в партии Левко в концертном исполнении «Майской ночи». Оно состоялось в мае этого года под открытым небом в музее-усадьбе «Архангельское» под управлением Михаила Плетнева. Возможно, отсутствие рекламы перед петербургскими «Паяцами» было желанием менеджмента Баскова или самого певца, чтобы скромно, без лишней помпы, снова проверить себя, избежав шумихи в прессе. Хотя зал был полон знающими людьми с правильным «вечерним» дресс-кодом. Была замечена в черном одеянии балерина Анастасия Волочкова – ровесница Николая и коллега по увольнению из Большого. Она почему-то не дождалась финала оперы с захватывающим двойным убийством. А ради этой сцены стоило прийти – посмотреть и послушать, как «золотой голос» проявит талант вокалиста и драматического артиста. В заключительном эпизоде оперы эстрадный кумир приятно удивил экспрессивным и актерски убедительным исполнением.

Новая оперная роль Николая Баскова напомнила, что никогда не стоит говорить «никогда». Человек может вновь завоевать свое место на оперной сцене, казалось бы, безвозвратно утраченное. Сегодня в интервью Басков снова заговорил о том, что хочет «погрузиться в оперу, в то, во что всегда верил». При всем скепсисе знатоков очевидно, что в определенном репертуаре он может продолжать оперную карьеру, и небезуспешно.

В Европе продюсером русского тенора с недавних пор стал Карлос Кабалье, брат прославленной испанской оперной певицы, которая продолжает улучшать вокальную технику Николая. «Паяцы» показали, что голос Баскова изменился: к сладким лирическим краскам добавились драматические, более темные. При таком развитии не будет неожиданностью, если через несколько лет этот тенор с его темпераментом выйдет петь Отелло. Хотя в опере Леонкавалло Басков свой темперамент расходовал экономно  – до финала.

Поставленный в эстетике кинореализма, с минимумом оперных излишеств в позах и жестах, спектакль Лилианы Кавани требует от артистов выверенной эмоциональной отдачи при заполнении  «рисунка роли». При первом выходе Николай Басков немного потерялся, изучая новый зал. Постепенно разогреваясь, он начал импровизировать, заигрывая с окружавшим его хором. Знаменитое ариозо «Смейся, паяц!» спел в полумраке сцены, сорвав аплодисменты. Подлинная метаморфоза случилась под занавес. В заключительном эпизоде оперы певец предстал под толстым слоем грима грустного клоуна. Он словно очнулся, оценив масштаб события. Грим не входил в условия спектакля Кавани – его потребовал сам Басков, возможно, решив подражать Пласидо Доминго, который с похожим гримом появляется в финале фильма-оперы «Паяцы», поставленном Дзеффирелли. Герой Баскова – трагикомический усталый клоун Канио – заиграл с удвоенной силой. Злодеяние совершилось профессионально: жена-изменница и ее молодой любовник были заколоты выразительно. Коронную фразу «Комедия закончена» тенор произнес за баритона, как предписывает либретто. Точный интонационный расчет вызвал в зале состояние шока – тишину и последовавший за ней шквал оваций. Звезде повезло с партнерами: блистательной в вокальном и драматическом отношении молодой сопрано Анной Нечаевой (Недда) и грозным сумрачным баритоном Бужором Методие (Тонио). Помогал успешному дебюту певца и молодой итальянский дирижер Даниэле Рустиони, заботливо старавшийся соблюдать баланс между ним и оркестром.

Уже в феврале «Паяцев» Леонкавалло дадут в Михайловском театре в один вечер с «Сельской честью» Масканьи, как велит европейская практика, заведенная еще с конца XIX века. Вернется ли спеть Канио Николай Басков – покажет время. Как говорят очевидцы, после выступления он поцеловал сцену Михайловского театра, радушно открывшего ему свои двери.

Автор: Владимир Дудин

Газета "Санкт-Петербургские Ведомости" № 234, 15.12.2008

 

Женщинам наплевать на Баскова 

Плевок в лицо получил в минувшую пятницу в Петербурге Николай Басков. Все произошло в Михайловском театре, на премьерном показе оперы  "Паяцы" с его участием. Покусилась на Колю... главная героиня этой постановки - актриса Анна Нечаева.

Все это могло бы превратиться в грандиозный скандал если бы не было частью сценария оперы. Басков здесь играет Канио. А Нечаева - его возлюбленную, красавицу Недду - Коломбину. Конфликт между ними происходит на почве безответной любви - Недда любит другого. Ну, а вышеупомянутый демарш Недды - это кульминация спектакля, после которой Канио убивает неприступную женщину.

- Я сам попросил Аню по-настоящему в меня плюнуть, - признался нам за кулисами тенор. - Для того, чтобы придать сцене драйв. В этом есть что-то мазохистское, конечно же. На сцене я героиню за это убиваю, а вот в жизни.... я бы с такой женщиной развелся!

Николай сорвал целый шквал аплодисментов на арии "Смейся, Паяц, над разбитой любовью...". А уж в финале - публика минут двадцать не отпускала его - забрасывала букетами. "Поболеть" за Колю в Михайловский прибыла его давняя поклонница - Настя Волочкова. - Жду от Николая чуда, - сообщила она нам и прошествовала в ложу. Правда, досидела только до упоминавшейся здесь арии - то есть до середины спектакля.

Сам же артист после выступления еще долго пребывал в разгоряченном состоянии - за кулисами время от времени раздавался его могучий тенор. - Не напелся сегодня, - пояснил нам Николай. Перед тем же, как покинуть Михайловский, Басков выбежал на темную сцену, встал на колени и поцеловал ее - на счастье.

Автор:  Руслан Кравцов

Газета «Metro», 08.12.08